Инсульт
ИНСУЛЬТ Головной мозг человека является важнейшим органом, который справедливо считают высшим аппаратом интеграции всех процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Поражения головного мозга ведут к тяжелейшим нарушениям психических процессов, таких как речь и понимание, память и восприятие, счет и конструктивная деятельность и др. Нередко жизнь нас сталкивает с людьми, потерявшими способность говорить и понимать речь,…
Нарушения голоса
ФОНОПЕДИЯ С развитием отоларингологии связано выделение самостоятельной науки — фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата. Расстройства голоса и речи, обусловленные соответствующими нарушениями функциональной или органической природы, являются объектами логопедии, а педагогические приемы восстановления голоса выделились в раздел логопедии — фонопедию. Лечебные мероприятия в таких случаях, за небольшими исключениями, носят педагогический или реабилитационный характер,…
Задержка речевого развития
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка. Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка из-за которой…
Заикание
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего…
Ринолалия
Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба). Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При…
Алалия
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развитии ребенка. Многие ученные отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Причем в большинстве случаев и травмы и асфиксия является следствием внутриутробной патологии вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди…
Дизартрия
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и…
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом: Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в…
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при…