Для родителей

  • Позвоните и запишитесь сейчас: (8793)33-24-66, (906)46-49-179

Игровые приемы для формирования лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста

Дата: 14 октября, 2014 Автор: Катерина Рубрика: Для родителей

Речь – это ВПФ, которая рассматривается как система составляющих: фонетико-фонематическая система и лексико-грамматическая система. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря, и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Под активным – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются не точно, в более широком или более узком понимании значений.
Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – нередко занимает ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение, как для последующего обучения, так и для его коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Лексический материал подобран по тематическому принципу (Фрукты, овощи, посуда, одежда, дикие животные, птицы и т.д.), что способствует его усвоению и запоминанию.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении обучению грамматике, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного речевого материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания. Полезно хоровое проговаривание.

Игры и упражнения для формирования лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста

Практическое усвоение способов словообразования

1. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Дидактическая игра «Большой-маленький»
Огурец-огурчик, помидор-помидорчик и т.д.
Игра «Назови ласково»
Птица-птичка, перо-, птенец-, журавль-, крыло-, воробей-.

Дидактическая игра «Два брата ИК и ИЩ»
Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ – он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, а Ищ- домище. Какой дом был у брата ИК – маленький, а у братца ИЩ – большой. У ИКа был носик, а у ИЩа – носище.
Ротик – ротище, лобик – лобище, глазик –глазище, ручки — ручищи, ножки- ножищи.

2. Усвоение притяжательных местоимений с существительными;
Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?»
Это чья шапка? – Моя шапка.
Это чьи перчатки? – Мои перчатки.
Это чей шарф? – Мой шарф.
Это чье пальто? – Моё пальто.

Упражнение на правильное употребление притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы.
Мой апельсин, а яблоко твоё.
Мои бананы, твои лимоны.

Игра с мячом.
Про что из вещей в группе ты можешь сказать МОЯ?

3. Дифференциация глаголов совершенного вида.
Предлагается показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.
Мыла — вымыла, умывается — умылся, одевается — оделся, поливает — полил, вешает — повесила, рисует — нарисовал.

Игра «Чем отличаются слова?»
Взрослый просит показать на картинках, кто…
Умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, одевает – одевается, вытирает – вытирается.
Делается вывод – Слова: умывается, одевается, вытирается, расчесывается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой и в конце каждого слова слышится общая или одинаковая часть — СЯ.

4. Согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один-одна-одно, два-две.
Игра «Веселый счет»
Одно яблоко – два яблока – пять яблок
Один лимон – два лимона – пять лимонов

Игра «Овощной магазин»
Дети выбирают продавца, который объявляет, что в магазин привезли много фруктов и овощей. Дети – покупатели подходят за покупками:
«Взвести мне пять апельсинов, два лимона, один банан».
Продавец отвечает: «возьмите пять апельсинов, два лимона, один банан».
Таким образом, обыгрываются все картинка. Логопед или воспитатель работает «контролером» и следит за правильностью речи детей.

Игра «Выбери только те предметы, про которые можно сказать ОДИН (ОДНА)»
Ребенку можно предложить картинка из одной лексической темы или разных (Посуда, мебель, овощи)

5. Согласование прилагательных с существительными в числе.
Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»
Один большой кабачок – два больших кабачка – пять больших кабачков
Одна сочная груша – две сочные груши – пять сочных груш.

6. Употребление предлогов «В, НА, ПОД, ИЗ»
После объяснения детям, когда появляется «маленькое слово – предлог» предлагается
Игра «Найди маленькое слово НА в тексте»
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну, а я на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались полетели:
Воробей на крышу ветки,
А я на пол с табуретки.

Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА,
Учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.
Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, книгу, ножницы и т.п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА»

7. Образование глаголов с помощью приставок;
Игра «Лото»
Взрослый называет слова, обозначающие действия, дети должны найти соответствующую картинку и закрыть ее фишкой.
Входит-выходит влетает-вылетает
Подлетает-отлетает переходит перебегает
Подходит-отходит наливает-выливает

Отправить комментарий