Для родителей

  • Позвоните и запишитесь сейчас: (8793)33-24-66, (906)46-49-179

Развитие речи дошкольника в домашних условиях

Дата: 14 октября, 2014 Автор: Катерина Рубрика: Для родителей

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку — будущему полноправному члену общества. В первую очередь это касается школьного образования. Мало ребенка определить в хорошую школу, надо еще так сделать, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе. Раньше этот вопрос решался проще — большинство родителей и учителей считали, что серьезную работу по овладению знаниями, умениями, навыками следует начинать в первом классе. Сейчас всё усложнилось. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного обследования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Обязательное условие зачисления — послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умения решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Понятно, что к такому испытанию надо готовить ребенка заранее.
Но это лишь один аспект проблемы. Другой состоит в том, что усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставит семилетнего ребенка в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого — получение знаний, а не игра, как раньше. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Умственная готовность детей к школе — важный компонент подготовки к обучению в школе, но далеко не единственный. Не менее важны физическая, речевая и мотивационная готовность к общению с одноклассниками и учителями.
В 7 лет ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, назвать по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове, уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.
Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношения всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и логопеды. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раздо поступления ребенка в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Позже восприимчивость снижается, и как следствие менее успешной становится работа логопеда. Во-вторых, вовремя нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.
Остановимся подробней на речевой готовности, развитием лексического словаря, чем больше у ребенка будет словарный запас, тем лучше у него будет развита связная речь. Что же вы можете сделать для ребенка?

Домашние обучающие игры

Дети очень любят играть в слова. Общеизвестна ЦЕПОЧКА СЛОВ, когда последняя буква становится начальной другого: яйцо-окно-обман-наряд. Основное правило: называются только имена существительные, нарицательные, единственного числа. Дидактические богатства этой немудренной игры огромны. Она развивает фонематический слух, облегчая формирование грамотного письма (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический запас). Достоинство этой игры и в том, что она учит упорядочивать умственную деятельность — слова берем не наобум, а из соответствующего окружения (улица, кухня, одежда, мебель и т.п.). Важно внимание, ведь повторы не допускаются. Если играем дома, держим под рукой словарики, поощряя обращение к ним, — еще плюс игре, учит быстро ориентироваться в орфографическом словаре, закрепляет знание алфавита. Немаловажно, что в этой игре взрослый всегда может создать малышу ситуацию успеха — дать одержать победу.
Неплохо играть в антонимы, синонимы, содействуя обогащению словаря ребенка, развитию языкового чутья, многокрасочности видению мира и выражения чувств. В антонимы — слова противоположные по значению, играют прилагательные светлый — темный, высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный, гладкий — шершавый, кривой — прямой, больной — здоровый, левый — правый и т.д.
Ведущим в этой игре сначала выступает взрослый, задавая начальное слово пары, а в следующий раз передавайте инициативу малышу. Постепенно расширяйте кругозор малыша. Ведь к слову ГОРЯЧИЙ в зависимости от контекста — словесного окружения — может быть не только холодный, ледяной (взгляд), прохладный (разговор); к слову ЗЛОЙ — мягкий (человек), нежный (зверек), хороший (учитель) и т.д. Ведя игру, намеренно повторяйте одно и то же слово, с тем, чтобы ребенок постигал синонимическое богатство речи.
Игра в антонимы подготовить ребенка к более сложной — в синонимы. Здесь необходим подбор слов и выражений близких по смыслу. Играют существительные, глаголы, прилагательные. Очень хорошо иметь для этих целей словарь синонимов.
С ребенком, который учится читать хорошо, играть в игру где изменяется одна буква и получается новое слово. Для игры необходимо иметь набор карточек с буквами. Сначала этот фокус показываете вы. Вот идет по полю ВОЛ, заменили букву получилось — ГОЛ-ПОЛ. Сначала меняете только первую или последнюю букву РОТ-РОК-РОГ-РОД. Заодно объясняете значение новых непонятных слов, но это вы должны делать не дожидаясь вопроса, ребенок не любит чувствовать себя НЕЗНАЙКОЙ.
Не забудем и про ГОРОДА. Хорошая игра! Ее правила та же цепочка слов, но географическая. Не только города, но и цепочки стран, рек, гор, можно выстроить. Учебная польза такой игры очевидна, и чем раньше в нее начинать играть, тем естественнее расширяется кругозор ребенка. Необходимо иметь карманный «Атлас мира», где в алфавитном порядке размещено все, что имеется на картах атласа.
Любят ли в Вашем доме разгадывать кроссворды? Между тем это очень хорошая дидактическая игра. Кроссворд помогает самоутвердиться в эрудиции и расширяет ее. Малышей учит аккуратности — буквы в клеточки разборчиво вписать карандашом, стереть резинкой не подошедший вариант, правописание, закрепление понятий «Горизонталь-вертикаль», сосредоточенность внимания, расширение его объема. Да и общение с папой, дедушкой — не последнее достоинство этой игры.
И еще об одном аспекте домашних дидактичекских игр. Большинство из них так или иначе связаны с чтения справочной литературы. Помимо знакомства с увлекательным миром «вселенной в алфавитном порядке», это и упражнение в технике чтения. Тексты необъемны, лаконичны. А самое главное, чтение мотивируется не повинностью, а азартом поиска. Почувствуйте разницу. Ведь охота пуще неволи!

Играем в слова везде

Кто летает — что летает?
Кто ползает — кто ходит?
Кто плавает — что плавает?
Он какой может быть? (помидор, свитер)
Оно какое может быть? (море, облако)
Какая бытовая техника есть у нас в квартире?
Из чего можно пить?
Что на кухне сделано из дерева?

«Отгадай на что я смотрю?» — например, маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита. (пуговица)

Осталось совсем немного времени, когда Ваш малыш пойдет в первый класс, Вы станете родителями первоклашки. Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Будьте счастливы, будьте терпеливы и уверены в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ ПЕРВОКЛАШКЕ!

Отправить комментарий