Для родителей

  • Позвоните и запишитесь сейчас: (8793)33-24-66, (906)46-49-179

Тревожат ли Вас Речевые проблемы Вашего ребенка?

Дата: 14 октября, 2014 Автор: Катерина Рубрика: Для родителей

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

  • Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.

  • Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой будут все смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).
В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень не уверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.
Неполноценность речи и связанная с этим неуспеваемость в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

  • Лечение ребенка с отклонением в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.
  • Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде. Важно установить четкий режим кормления. Категорически запрещено кормить ребенка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, чередуя угрозы и обещания.
  • При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

Учимся говорить выразительно

Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону Вашего голоса, по интонации малыш может легко определить Ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребенок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатление малыша, он постарается побыстрей закончить, пробормотать то, что собирался рассказывать, и замкнется. Чаще общайтесь с ребенком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его и тогда он полностью раскроется перед Вами, Вы узнаете, что чувствует Ваш малыш, о чем думает, почему он решил Вам довериться.
От того, как Вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет Ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребенок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств и эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того, чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребенка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

Прочитайте ребенку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:
-Кто сломал в лесу малину?
Тонко заяц пропищал.
Ушки зайца шевелились,
Он от страха весь дрожал.

-Кто таскал наш мед из улья?
Дружно пчелы прожужжали.
Что же бедным пчелам думать-
Съеден мед, а кем — не знают.

— Кто болото взбаламутил?-
Громко квакнула лягушка.
Из воды болотной мутной
Чуть видна ее макушка.

-Кто тут чем-то недоволен?-
Грозный рык в лесу раздался.
-Я поел малинки вволю!
На полянке я топтался!

Предложите ребенку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:
Проснулся утром Вадик
И поспешил узнать,
На маму хитро глядя:
-Пойдем с тобой гулять?

Когда они поели,
То Вадик стал играть.
Сказал, закончив дело:
-Пойдем с тобой гулять!

И мама отвечала:
-Ну что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала –
Пойдем с тобой гулять.

Отправить комментарий