Для родителей

  • Позвоните и запишитесь сейчас: (8793)33-24-66, (906)46-49-179

Развитие мелкой моторики рук

Дата: 14 октября, 2014 Автор: Катерина Рубрика: Для родителей

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходит ходуном и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего занятия:

  • во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
  • в качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребенок может поиграть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.
В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибау­ток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.
Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кро­ме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пу­гать» взрослых:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает.

Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели…
Лунь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет…
Движения рук при этом напоминают плавательные.

А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в стороны:
Тятеньке — сажень, маменьке — сажень,
Брату — сажень,
А Колюшке — такую,
Большую пребольшую!!!

А вот всем известные «ладушки» следует предварять веселой потеш­кой:
Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.
Недосуг поливать — надо в ладушки играть.

Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки «Сорока-белобока»:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила…
(Далее следует перечисление заслуг пальцев и «наказывается» нерадивый, ленивый пальчик)
Сорока-белобока
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложку,
Другому — ложечку,
Третьему — поварешечку.. .И т.д.

А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листе бумаги обве­дена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисо­ваны забавные мордашки: глазки, ушки. Улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики и челочки. Получилось? А теперь потешки:
Вот Семен-большак,
Вот Васька-указка,
Вот Гришка-середка,
Вот палец безымянный,
Вот крошка Тимошка —
Вот моя ладошка.

Мальчик-пальчик, Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

Большаку — дрова рубить,
А тебе — воды носить,
А тебе — печь топить.
А малышке — песни петь,
Песни петь и танцевать —
Родных братцев потешать!

Вот как пальчики шагают: И мизинец, и большой. Указательный и средний, Безымянный — вот какой!

О, баю, баю, баю,
Живет дядя на краю.
Он не беден, не богат,
У него много ребят…
(Считаем пальцы, загибая их)

А можно представить, что пальчики — этот семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя — вот вся моя семья.

Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Спит малыш наш до утра…
Утро! Всем вставать пора!
Вот дедушка проснулся
И сладко потянулся,
Вот бабушка проснулась
И всем нам улыбнулась,
Вот папочка проснулся…
И мамочка проснулась…
А деточка проснулся и заплакал:
Где игрушечки-погремушечки?
У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки — две семьи. Одна семья идет в гости к другой.

И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут дру­гую руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнули восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.

Отправить комментарий