Страничка логопеда

  • Позвоните и запишитесь сейчас: (8793)33-24-66, (906)46-49-179

Учим с ребенком стихи. Советы логопеда

Дата: октября 14, 2014 Автор: Катерина Рубрика: Страничка логопеда

Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или с подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют все услышанное и подражают интонациям взрослых.
Но стоит ребенку начать читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, текст проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространенной ошибкой при чтении у детей является многоударность, т.е. ударение на каждом слове. Что же делать?
Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть не только доступны пониманию ребенка, но и непременно нравиться ему, вызывать при чтении радость.
Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. (Диалог — это разговор двух действующих лиц, в отличие от монолога, когда действующее лицо говорит от своего имени.)
Стихи-диалоги помогают детям почувствовать общение с конк­ретным лицом-партнером или с залом.
Вот какое стихотворение-диалог написала 9-летняя Настя Емельяненко:
Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете…
На хвостик наступаете.

Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговарива­ют в жизни.
Даже считалку, в которой многоударность оправдана, если она написана в форме диалога, можно прочесть очень просто:
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыки драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон.

Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога.
— Кума,
Ты к нам?
— К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
— Кого, кого, кума?
— Рака, карпа и сома.
— Как поймаешь, дашь ли нам?
— Как не дать? Конечно, дам!
Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диало­га, прыгать друг другу навстречу. Это доставит детям большое удовольствие. Обратите внимание детей на короткие слова, особенно «к вам, к вам», которые напоминают кваканье лягушек.

Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь, и авторская отно­сятся к одним и тем же персонажам, как в стихотворении О. Бедарева «Куры»:
Сели куры на забор
И пустились в разговор:
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Мы взлетели высоко.
Касатки в небе вьются,
Над курами смеются:
— Эх вы, куры, ко-ко-ко,
Разве это высоко?

В стихотворении В. Викторова «Бычок- новичок» слова автора также можно передать действующим лицам.
Вышел бычок на лужок.
Козочку встретил бычок.
— Му, — говорит бычок,-
Я на лугу новичок.
Ты покажи мне скорей,
Где здесь трава повкусней.
— Ме, — раздается в ответ,-
Травки невкусной нет.
Травка всегда хороша,
Если жевать не спеша.

В чтении стихотворения И. Демьянова «Скакалочка» участвуют две девочки: Галочка и ее подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит ав­торский текст:
Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок!
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко
Быструю скакалку.
— Отдохни, скакалочка,
Еле шепчет Галочка.

Как диалог можно прочитать стихо­творение Э. Мошковской «Уши»:
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор:
— Еже…!
Отвечает доктор гневно:
— Еже… еже… ежедневно!!

Для малышей стихи-диалоги очень по­лезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов.

Отправить комментарий